Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 14:37

КЛАССНЫЙ САЙТ
2 "В" класса школы № 76
г. Лесной Свердловской обл.

Стенгазета
Полезное
О воспитании
Сетевой город

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127

Советы родителям

Главная » 2014 » Ноябрь » 8 » Внутренняя речь
09:04
Внутренняя речь
С первого класса все дети знают, что существует письменная речь и устная.  А вот о существовании внутренней речи даже не все взрослые знают.  Что же это такое – внутренняя речь и как она влияет на обучение ребенка?
Вспомните, как разговаривает маленький ребенок – всегда все произносит вслух. И даже шепотом  ребенок начинает говорить где-то после 4 лет. Когда малыш играет, он обязательно озвучивает все свои действия, называет игрушки, повторяет слова, как бы уточняя их.
По мнению психологов, в первые годы жизни,  в мозге ребенка устанавливаются связи между звуком и мышечным ощущением, необходимым для произношения звука. В процессе развития речи, роль мышечных ощущений уменьшается и появляется шепотная речь, а затем она переходит во внутреннюю речь, т.е. произношение слова без внешнего движения артикуляционного аппарата.
Внутренняя речь  является  для ребенка более трудным процессом, но крайне необходимым. Вы обращали внимание, что выполняя трудную работу, ребенок начинает проговаривать вслух. Так он помогает сам себе справиться с трудной задачей.
Кстати, и взрослые делают так же. Вспомните, как Вы выполняете новое для себя дело? Читаете инструкцию и каждый этап проговариваете вслух или шепотом. Особенно хорошо это заметно, если  человек устал или делает непривычное для себя дело. Оказывается, и для взрослых   внутренняя  речь  более трудная, чем внешняя.
Но как  же влияет внутренняя речь на обучение ребенка? 
Оказывается, внутренняя речь имеет очень большое значение в жизни и в обучении ребенка. Вот, к примеру, Вы сказали ребенку: «Возьми книгу и положи ее на полку».  Ребенок мысленно повторяет Ваши слова и понимает, что ему надо сделать. Он  теперь сам себе дает команды. Некоторые дети это проделывают вслух,  что тоже допустимо в младшем школьном возрасте.
Но если  внутренняя речь не развита, то команды ребенок дать себе не может, он просто не знает, что ему делать. И поэтому ребенок или сразу спрашивает: «Что сделать» или просто не выполняет Ваше указание.  И не делает он его не из вредности, не  по незнанию, а потому, что у него нет внутреннего командира, который дает команды.  Пока ребенок маленький, это не очень заметно, тем более, что в дошкольном возрасте внутренняя речь только начинает формироваться.
А вот когда такой ребенок приходит в школу, то тут начинаются настоящие проблемы.  Учитель говорит, что надо сделать, а  ребенок  не выполняет  или  по  нескольку  раз переспрашивает, что делать.  И, конечно, постоянно получает замечания. А родители очень часто слышат, что ребенок не слушает, не внимателен на уроках, плохо работает. И не догадываются многие, что виной всему не невнимательность, а неразвитая внутренняя речь, которая не позволяет ребенку услышать и правильно выполнить инструкцию.
Хотите проверить, как ребенок слышит  Вас?  Скажите ему какую-нибудь инструкцию из 2-3 этапов и попросите повторить: Повтори, что я тебе сказала?   Если Ваш малыш все повторил правильно, прекрасно. А если нет, то не стоит отчаиваться и ругать ребенка.  Надо просто уделить больше внимания развитию внутренней речи.  Об этом пойдет речь в следующей статье.

Как развивать внутреннюю речь ребенка?

Внутренняя речь свидетельствует о более высоком уровне развития мыслительных способностей. И формируется внутренняя речь на основе громкой речи. Сначала ребенок все проговаривает вслух, комментирует свои действия, действия предметов, повторяет все слова взрослых, как бы запоминая их. И только потом начинает переходить на шепотную речь, а потом и молча.
Это хорошо заметно, когда ребенок учится читать или считать. Попросите малыша посчитать  что-нибудь. Он тут же начнет считать вслух или, в лучшем случае, шепотом. Даже в первом классе далеко не все дети могут посчитать предметы молча. Точно так же происходит и при чтении.  Сначала ребенок читает вслух и очень громко, затем громкость снижается и со временем ребенок учится читать шепотом. И только после этого он сможет читать молча и понимать прочитанное.
У детей внутренняя речь, близкая по форме к той, которая существует у взрослых, развивается лишь в младшем школьном возрасте. И чем раньше это произойдет, тем лучше для ребенка –  он будет легче и лучше учиться. И мы можем помочь своему малышу в формировании его внутренней речи путем несложных упражнений. Не пугайтесь, специально ничего делать не надо, все эти упражнения выполняются  совместно с другими видами деятельности и не требуют отдельных  усилий.  В данном случае, надо просто знать, что это полезно делать и делать. Что же надо делать, чтобы помочь ребенку сформировать его внутреннюю речь?

Повторение  инструкции. 

Одним из важных моментов является умение слышать и понимать словесную инструкцию. Вспомните, что Вы делаете, когда получили какое-то указание к действию? Вы повторяете мысленно все этапы действия и выполняете их. И так Вы делаете автоматически, совсем не замечая этого, потому,  что у вас есть внутренняя речь, которая  отдает команды к действию. Вот этому и надо научить ребенка.
Все очень просто. Вы сказали ребенку: «Возьми зонтик и отнеси его  в шкаф». И тут же спрашиваете: «Что я сказала тебе сделать?»
Ваша задача – добиться, чтобы ребенок повторил инструкцию, как можно точнее, ну уж, по крайней мере, назвал все этапы действия. Это можно делать в течение дня несколько раз. Просить, чтобы ребенок повторял за Вами все Ваши слова. Со временем ребенок научиться запоминать и более сложные инструкции, а Вы заметите, что ребенок выполняет Ваши поручения гораздо лучше.
Проговаривание.
Вспомните, как Вы вели себя, когда первый раз сели за компьютер или включили новую стиральную машинку. Вы, конечно, прочитали инструкцию к применению  и пошли пробовать, как это делается на практике. И скорее всего, Вы всю эту инструкцию проговаривали себе вслух, облегчая освоение новых навыков.
Но даже если Вы и не говорили вслух, то все равно Ваши органы речи были в более напряженном активном состоянии. По исследованиям медиков и психологов при решении трудных задач любого характера наблюдается усилении импульсов речевых мышц, хотя внешне это может и не проявляться.
Именно поэтому мы учим детей все проговаривать вслух. Особенно это касается наиболее трудных для ребенка процессов – письмо, счет, решение примеров и задач.
На практике это может выглядеть так: ребенок  что-то  делает и диктует все действия  себе сам.
Так, списывая слово «Лондон», ребенок проговаривает вслух каждое свое действие: пишу с новой строки, начинаю с большой буквы, пишу букву Л, пишу букву О, пишу букву Н, пишу букву Д, пишу букву О, пишу букву Н, ставлю запятую. Некоторым детям удобнее диктовать себе слово по слогам. Можно и так. Это зависит от уровня овладения чтением ребенка.
Сейчас, при чтении статьи, Вам это может показаться трудным, но на деле дети очень быстро понимают, что от них требуется, и легко проговаривают все свои действия. Главное, создать привычку это делать.
Привычка проговаривать очень помогает детям в обучении, так как она не только развивает внутреннюю речь, но и способствует более внимательному выполнению работ, значительно уменьшает количество ошибок.
Просмотров: 1337 | Добавил: angelinavah | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Новости
Погода на Яндекс
Счетчик
Осталось...

Классный сайт © 2024    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz